Алгоритм оказания ситуационной помощи

Приложение 1
к приказу главного врача
от 29.06.2023 № 285

Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам в учреждении здравоохранения «11-я городская детская поликлиника»

1. Основные требования к оказанию ситуационной помощи.

1.1. Ситуационная помощь — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами.
1.2. Оказание ситуационной помощи детям-инвалидам, не имеющим возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, независимо от обеспечения доступности поликлиники, осуществляется медицинскими регистраторами.
1.3. Ребенку-инвалиду, сопровождающему его лицу, с целью получения какой-либо услуги или информации предоставляемой учреждением, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику регистратуры по телефонам: 8(017) 355 58 12, 8(017) 373 99 31. При обращении необходимо указать характер и объем требуемой ситуационной помощи.
1.4. Оказание ситуационной помощи осуществляется после получения устного согласия ребенка-инвалида, законного представителя ребенка-инвалида.
1.5. Для оказания ситуационной помощи необходимо:
1.5.1. уточнение характера и объема необходимой ситуационной помощи по возможности до посещения поликлиники;
1.5.2. уточнение характера и объема необходимой ситуационной помощи, порядка ее оказания непосредственно ребенку-инвалиду при посещении поликлиники;
1.5.3 использование ассистивных устройств и технологий, включая костыли, ходунки, кресла-коляски, приспособления для осуществления санитарно- гигиенических процедур, каталки, шрифт Брайля и иные;
1.5.4. обращение непосредственно к ребенку-инвалиду, лицу, его сопровождающего.

2. Общие этические нормы и правила при общении с людьми с инвалидностью.

2.1. При взаимодействии с инвалидами должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
2.2. В случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
2.3. К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке).
2.4. При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
2.5. Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.

3. Основные категории детей-инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи:

3.1. с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
3.2. с нарушениями зрения;
3.3. с нарушением слуха;
3.4. с ограничениями в общении и контроле за своим поведением;
3.5. с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями;
3.6. с тяжелыми нарушениями речи.

4. Ситуационная помощь инвалидам различных категорий:

4.1. Ситуационная помощь инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (инвалид передвигается на коляске, с помощью специальных приспособлений для ходьбы (костыли, трости различной сложности)).
4.1.1. Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:
• помощь при входе в здание и выходе из здания,
• помощь при передвижении по зданию,
• помощь при составлении письменных обращений (документов),
• помощь при самообслуживании.
4.1.2. Медицинский регистратор, при необходимости:
• оказывает помощь при входе в здание;
• открывает входные двери;
• уточняет в какой помощи нуждается пациент;
• узнает цель посещения;
• если ребенок-инвалид предварительно записан на прием к врачу, сопровождает до кабинета;
• при обращении без записи, сообщает в «Стол справок» о получателе социальных услуг, сопровождает к окошку для решения вопроса;
• сопровождает до выхода;
• оказывает помощь при выходе из поликлиники.
4.2. Ситуационная помощь инвалидам с нарушениями зрения (инвалид слепой или слабовидящий, ограничен в ориентации)
4.2.1. Основные потребности лиц с нарушениями зрения:
• помощь при входе в здание и выходе из здания,
• помощь при ориентации внутри здания,
• помощь при составлении письменных обращений (документов),
• помощь при самообслуживании
4.2.1. Медицинский регистратор, при необходимости:
• встречает инвалида с нарушением зрения на улице (на входе в здание);
• узнает цель посещения;
• открывает входные двери;
• помогает войти в здание;
• при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении, в том числе объясняет о наличии надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;
• если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (возможно с поддержкой под локоть);
• при обращении без записи сопровождает в «Стол справок» для решения вопроса;
• по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете;
• при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя социальных услуг в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть или предплечье;
• сопровождает получателя услуг до выхода;
• оказывает помощь при выходе из поликлиники.
4.3. Ситуационная помощь инвалидам с нарушением слуха
4.3.1. Основные потребности лиц с нарушением слуха:
• помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости),
• помощь при ориентации внутри здания,
• помощь при составлении письменных обращений (документов).
Для лиц с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи сурдопереводчика или специалиста, обученного основам жестовой речи, при общении и сопровождении гражданина по территории и зданию учреждения.
Учитывая отсутствие сурдопереводчика и при условии, что сурдопереводчик не сопровождает лицо с нарушением слуха, сотрудники предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом, а также с помощью мобильной связи (планшет или телефон).
4.3.2. Медицинский регистратор, увидев посетителя с нарушением слуха, изъясняющегося с помощью жестового языка, и испытывающего трудности при входе в здание, при необходимости:
• встречает инвалида;
• уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения;
• сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);
• во время пребывания инвалида в поликлинике сопровождает инвалида по территории учреждения;
• если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
• при обращении без записи, сообщает старшему медрегистратору о получателе социальных услуг, сопровождает в «Стол справок» для решения вопроса;
• оказывает помощь в заполнении документов;
• по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;
• оказывает помощь при выходе из поликлиники.
4.4. Ситуационная помощь инвалиду с ограничениями в общении и контроле за своим поведением.
4.4.1. Медицинский регистратор, при необходимости:
• встречает инвалида;
• узнает цель посещения;
• сопровождает (оказывает помощь сопровождающим их лицам при возникающих затруднениях) и помогает ориентироваться (вход/выход);
• сообщает старшему регистратору о посещении пациента с ограничениями в общении и контроле за своим поведением;
• если получатель услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
• при обращении без записи, сопровождает в «Стол справок» для решения вопроса;
• оказывает помощь в заполнении документов;
• по окончании посещения учреждения сопровождает получателя услуг до выхода;
• оказывает помощь при выходе из поликлиники.
4.5. Ситуационная помощь инвалиду с когнитивными (интеллектуальными, умственными нарушениями).
4.5.1. Основные потребности лиц с когнитивными (интеллектуальными, умственными нарушениями):
• помощь при входе в здание и выходе из здания,
• помощь при ориентации внутри здания,
• помощь при составлении письменных обращений (документов).
4.5.2. Медицинский регистратор, при необходимости организации оказания ситуационной помощи инвалидам с интеллектуальными (умственными) нарушениями:
• уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями;
• цель посещения;
• сопровождает пациента с интеллектуальными нарушениями и его законного представителя до места расположения кабинета и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другую запрашиваемую информацию;
• помогает заполнить необходимые документы;
• при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
• сопровождает пациента с интеллектуальными нарушениями к выходу;
• оказывает помощь при выходе из здания.
4.6. Ситуационная помощь инвалидам с тяжелыми нарушениями речи.
4.6.1. Основные потребности лиц с тяжелыми нарушениями речи:
• помощь при входе в здание и выходе из здания,
• помощь при ориентации внутри здания,
• помощь при составлении письменных обращений (документов).
4.6.2. Медицинский регистратор (любой другой сотрудник поликлиники) при обращении к нему посетителя с тяжелыми нарушениями речи:
• уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи;
• цель посещения;
• при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
• при необходимости сопровождает гражданина с тяжелыми нарушениями речи до места расположения кабинета;
• предоставляет информацию гражданину с тяжелыми нарушениями речи в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другую запрашиваемую гражданином информацию;
• помогает заполнить необходимые документы.
4.6.3. общении с лицами с тяжелыми нарушениями речи необходимо помнить:
• нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить.
• если у человека проблемы с речью, это необязательно означает, что он имеет нарушения слуха.
• не следует перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль.
• не стоит пытаться ускорить разговор. Следует заранее отвести на разговор с человеком с затрудненной речью больше времени. Если времени недостаточно, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз.
• необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
• если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью.

5. Контактные номера телефонов учреждения здравоохранения «11-я городская детская поликлиника»:

Регистратура:
+375 17 355 58 12
+375 17 373 99 31
Время работы: 8.00- 20.00 (рабочие дни)

Вызов врача на дом:
Будние дни: 7.00 - 15.00, субботние и праздничные дни: 8.30 - 15.00 по телефону +375(17) 355 58 12; +375(17) 373 99 31

Телефон «горячей линии» поликлиники:
+375 (44) 562 12 01 (velcom) понедельник-пятница с 8.00 до 20.00

«Телефон доверия»:
+375 (17) 358 95 29
Режим работы - круглосуточный, в режиме автоответчика.

Режим работы поликлиники:
7.00 - 20.00 – ежедневно
9.00 - 16.00 – суббота и праздничные дни (с 01.10.2024 по 16.05.2024)
9.00 - 15.00 – суббота и праздничные дни (с 16.05.2024 по 01.10.2024)
воскресенье - выходной

Телефон (приемная):
+375 (17) 354 26 66, факс +375(17) 354 26 66
E-mail: lpu11gdp@mail.belpak.by

Заместитель главного врача по МЭиР Д.Э. Мулица

поделиться в: