Телефон для справок

(8017) 265-91-42

(8017) 265-82-34

(8017) 264-01-41

Вызов врача на дом

(8017) 285-99-31

(8017) 285-99-62

(8017) 285-94-12

Стоматологическое отделение

(8017) 265-71-04

E-mail: lpu11gdp@mail.belpak.by

Всемирный день борьбы против СПИД

Методическиерекомендациипопроведению профилактики ВИЧ/СПИДа вшколе

Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного профилактического процесса и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам профилактики. Необходимо также заметить, что методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с учащимися.

В профилактической работе по проблеме ВИЧ/СПИД мы предлагаем использовать те методы, которые, прежде всего, будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений у участников профилактического процесса о СПИДе не только как болезни, но и как явлении, обусловленном социальными причинами: неблагоприятной атмосферой общественной жизни, отсутствием достаточной информированности молодежи о СПИДе, путях распространения ВИЧ-инфекции, невысоким уровнем нравственной культуры и культуры половых отношений.

Формирование сознания в профилактическом процессе достигается различными путями. Однако, на наш взгляд, наиболее действенными в области профилактики ВИЧ/СПИД являются пример, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, работа с литературой. Каждый из приведенных методов имеет свою специфику использования и может использоваться в комплексе с другими.

Для младших школьников, как, впрочем, и для подростков, наиболее распространенным методом в области профилактики ВИЧ/СПИД является рассказ. С его помощью школьникам может быть сообщена достоверная информация о болезни, правилах личной гигиены, нормах нравственного поведения, которые помогут защититься от ВИЧ-инфекции. Рассказ о ВИЧ/СПИДе должен способствовать вооружению школьников необходимыми знаниями в этой области, развивать положительные нравственные чувства (сопереживание, милосердие) к людям, которые стали его жертвами. В ходе рассказа организатор профилактической деятельности может использовать и методы объяснения, диалога, образного примера, которые будут активизировать школьников на развитие образов нравственного поведения, здорового образа жизни, и вызывать стремление подражать положительному опыту.

Для подростков, у которых уже есть определенные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, по нашему мнению, эффективным методом выступает беседа. Беседа предполагает участие обеих сторон - организатора профилактической работы и школьников. Она носит проблемный характер и характеризуется тем, что дает возможность выслушать мнение всех участников профилактического процесса.

Беседа не только ставит своей целью вооружить школьников знаниями по данной проблеме, но и требует их личной активности в поиске норм нравственного и самосохраняющего поведения. Организаторам профилактической работы необходимо учитывать, что без внимания не должен остаться ни один вопрос, который предложен для обсуждения или вызвал интерес у аудитории. Вместе с тем здесь должны быть соблюдены нормы этики, культуры общения, ибо разговор касается интимных сторон жизни человека. Для проведения беседы необходима атмосфера доверительного, эмоционального комфорта. Беседа ни в коей мере не должна превратиться в нотацию, поскольку последняя очень часто, особенно у подростков, может вызвать противодействие, желание поступить вопреки тому, в чем организатор профилактической работы пытался убедить их.

Рассказ, объяснение, беседа подготавливают к более сложному методу профилактики - лекции. Она рекомендуется нами в профилактических целях для старшеклассников. Лекция представляет собой более сложное логическое построение и требует научного, теоретического обобщения материала, доказательств в его изложении, аргументации.

В ходе лекции по профилактике ВИЧ/СПИДа могут быть освещены такие проблемы, как история распространения эпидемии, гипотезы возникновения болезни, пути передачи вируса, отличие ВИЧ от СПИДа, меры предохранения, опыт сохранения здоровья, формирование знаний о здоровом образе жизни и т. д.

Рассмотренные выше методы профилактической работы в области ВИЧ/СПИД обеспечивают в основном начальный этап профилактики. При проведении профилактических мероприятий в школе целесообразно также включать игру.

Игра является и формой и методом профилактической работы. Эффективность ее в том, что она ставит участников профилактического процесса в активную субъектную позицию. Она доставляет школьникам любого возраста удовольствие. Вместе с тем в игровой ситуации облегчается усвоение информации о ВИЧ/СПИДе, моделируются возможные действия и поступки, анализируются "ситуации выбора", которые совершают участники игровой профилактической деятельности. Игра формирует у школьников уверенность в своих действиях и поступках, которые не могут привести к ВИЧ-инфекции. Она позволяет также через игровые ситуации понять и осознать чувства, которые могут испытывать люди, подверженные этому заболеванию, а значит, и формировать умения и навыки социально приемлемого поведения, чувства милосердия, сострадания и гуманности к ВИЧ-инфицированным.

Для младших школьников предлагаются подвижные игры. С их помощью организатор профилактической работы в неформальной игровой ситуации сможет закрепить навыки личной гигиены, способные защитить детей от ВИЧ-инфекции. Игры позволят не только привлечь внимание детей к проблеме ВИЧ/СПИД, но и определить те вопросы, на которых придется сосредоточить внимание в будущей профилактической деятельности.

Ролевые игры ставят своей целью вооружить школьников знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Исполняя определенные роли, школьники в ходе игровой деятельности находятся в ситуации выбора в пользу либо опасного поведения, влекущего за собой безответственный образ жизни, несоблюдение морально-нравственных норм и как следствие заражение ВИЧ-инфекцией, либо безопасного, основанного на нравственных ценностях, знании мер профилактики. Она дает возможность для раскрытия индивидуальности личности, ее своеобразия, позволяет формировать у старшеклассника уверенность в своих действиях, а также возможность осознать чувства других. Для реализации обратной связи после игры могут быть использованы творческие задания.

Эффективным в профилактических целях является внедрение ситуационных игр. Их основу составляют анализ смоделированных сюжетов, рассказов, несущих проблемную ситуацию. Так, набор ситуационных заданий для разбора дан в приложении сборника. Их можно дополнять, видоизменять. К составлению проблемных ситуаций могут привлекаться и сами участники профилактики. Однако здесь следует дать им четкую установку, что эти ситуации должны отражать социальные явления, лежащие в основе распространения инфекции, случаи рискованного поведения в отношении ВИЧ/СПИД.

Однако бесспорно, что без диагностики уровня знаний учащихся (на начальном этапе образовательного процесса), а также выявления эффективности проводимой профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД не обойтись. В связи с этим предлагаем использовать один из методов диагностики - анкетирование. Оно может проводиться на начальном и завершающем этапах профилактической работы. Анкетные опросы могут быть использованы и с целью проверки эффективности проведенной профилактической работы в среде школьной молодежи.

Организация профилактической работы в области ВИЧ/СПИД предполагает использование различных массовых мероприятий. К ним можно отнести акции, дискотеки, театрализации, викторины, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригад, которые отличаются направленностью на массовый, коллективный, творческий характер участия молодежи в борьбе против СПИДа.

Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены, прежде всего, на создание условий для приобретения школьной молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции. Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции. Они - путь к достижению поставленной цели в области борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Профилактика ВИЧ/СПИД

Вся правда о ВИЧ/СПИД

ЧТО ТАКОЕ ВИЧ - ИНФЕКЦИЯ?

ВИЧ - инфекция - это заболевание, вызываемое вирусом после того, как он попадает внутрь человека. Вирус ослабляет иммунную систему, выполняющую защитную функцию. На протяжении определенного времени (обычно несколько лет) организму удается удерживать ВИЧ под контролем. В этот период инфицированный человек чувствует себя и выглядит вполне здоровым, и часто даже не догадывается о своей проблеме.

ЧТО ТАКОЕ СПИД?

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

СИНДРОМ - ряд признаков и симптомов, указывающих на наличие определенной болезни или состояния.

ПРИОБРЕТЕННОГО - не врожденного, а переданного от человека человеку, в том числе, от матери - ребенку.

ИММУННОГО - относящегося к иммунной системе человека, которая обеспечивает защиту от болезнетворных бактерий.

ДЕФИЦИТА - отсутствие ответа со стороны иммунной системы на наличие болезнетворных микробов.

СПИД - это конечная стадия развития ВИЧ - инфекции.

Присутствие вируса в организме держит иммунитет в постоянном напряжении. Иммунная система пытается бороться с вирусом, а ВИЧ, в свою очередь, уничтожает все новые и новые CD-4 клетки. Чем больше вирусов в крови, тем больше поражается Т-лимфоцитов.

У каждого организма есть свои ресурсы и свой потенциал, но они не безграничны. В какой-то момент организм исчерпывает свои ресурсы и перестает сопротивляться чужеродным агентам, развивается стадия СПИДа.

Проявления СПИДа разнообразны, в основном это, так называемые, оппортунистические заболевания: пневмоцистная пневмония, туберкулез, грибковые поражения кожи и внутренних органов, герпес, токсоплазмоз, саркома Капоши и другие

ВИЧ не передается бытовым путем!

  • при пользовании общим туалетом, душем, посудой, постельным бельем;
  • при плавании в бассейне, любом водоеме; при посещении бани, сауны;
  • при занятиях спортом, в т.ч. при занятии контактными видами спорта (борьба, бокс), совместном пользовании тренажерами;
  • при совместном проезде в общественном транспорте, разговоре, рукопожатии, кашле, чихании;
  • через еду, приготовленную ВИЧ-положительным человеком;
  • через укусы насекомых, животных;
  • при поцелуях;
  • при уходе за больными СПИДом с соблюдением гигиенических правил;
  • при совместном обучении в школе, ВУЗе, при посещении детского сада.

Люди боятся заразиться ВИЧ при обычном бытовом контакте. На самом деле эти страхи сильно преувеличены и общение с ВИЧ-положительными людьми безопасно. ВИЧ не приспособлен к выживанию в окружающей среде и вне организма быстро погибает.

КАК ВИЧ МОЖЕТ ПРОНИКНУТЬ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА?

ВИЧ может проникнуть в организм тремя путями.

Половой путь: при любых незащищенных (без использования презерватива) сексуальных контактах. Даже один - единственный контакт может привести к заражению. Риск инфицирования половым путем зависит от многих факторов:

  • Вида сексуальных контактов. Наиболее опасны анальные сексуальные контакты как наиболее травматичные. Очень велик риск инфицирования при изнасиловании. Менее опасны оральные сексуальные контакты, но риск заражения есть и в этом случае.
  • Наличие других инфекций, передающихся половым путем (ИППП), а также воспалительных процессов, приводящих к нарушению целостности слизистых оболочек половых органов и более легкому проникновению ВИЧ в кровоток. Кроме того, при ИППП увеличивается концентрация вируса в сперме и вагинальном секрете.
  • Пола: женщины более подвержены риску инфицирования - риск в 2 раза выше, чем у мужчины, так как в сперме количества вируса больше, чем в вагинальном секрете женщины.
  • Количество вируса, попавшего в организм (риск выше при множественных незащищенных контактах).
  • Вирусная нагрузка у ВИЧ - инфицированного партнера (она выше в начальный период заболевания, в стадии СПИДа и снижается при приеме антиретровирусной терапии).

Вертикальный путь: от ВИЧ - положительной матери ребенку ВИЧ можно передаваться:

  • во время беременности (при дефектах плаценты, очень высокой вирусной нагрузке у матери и сниженном иммунном статусе);
  • в родах - при контакте с кровью матери вовремя прохождения родовых путей. Большинство ВИЧ - инфицированных детей заражаются именно в родах. Риск для ребенка возрастает при длительном безводном периоде, высокой вирусной нагрузке у матери. Риск инифицирования новорожденного снижается, если во время беременности мать принимала антиретровирусные препараты;
  • при грудном вскармлиывании.

Парентеральный путь (через кровь). При прямом попадании инфицированной крови в организм здорового человека через поврежденные кожные покровы, слизистые оболочки и в кровь при следующих манипуляциях:

  • при переливании зараженной донорской крови, пересадке донорских органов и тканей;
  • при использовании потребителями инъекционных наркотиков нестерильного оборудования (шприцев, игл, посуды, фильтров и др);
  • при использовании нестерильного медицинского инструментария;
  • при нанесении татуировок, пирсинге, прокалывании ушей нестерильным инструментом;
  • при использовании инфицированных бритвенных, маникюрных приборов, чужых зубных щеток.

«От ВИЧ - инфекции уберечься легче, чем от простуды. ВИЧ - инфекция от мокрых ног, мороженного и холодной воды не возникает. Чтобы от нее защититься не нужно изучать толстые инструкции, приобретать специальный защитный костюм или иметь высшее образование. ВИЧ никогда не передается бытовым путем. Есть только две ситуации, когда можно инфицироваться ВИЧ: незащищенный секс и употребление наркотиков (нестерильные шприцы и иглы)».

Всемирный день недоношенных детей

Ежегодно на планете около 15 миллионов детей рождаются недоношенными, в среднем это каждый 10-й новорождённый ребенок. Недоношенным считается новорожденный, родившийся раньше 37 недель беременности.

В последние годы во всём мире отмечается стабильный рост рождения детей раньше срока с низкой, очень низкой и экстремально низкой массой тела, а это может явиться причиной развития в последующем у многих таких детей различных видов физической, неврологической, психической инвалидности.

Более одного миллиона из этих детей умирают вскоре после рождения.

По статистике, преждевременные роды являются причиной почти половины всех случаев смерти новорождённых детей в мире. Как известно, все новорождённые дети достаточно уязвимы, но недоношенные ‑ особенно, и проблема преждевременных родов остается одной из проблем, недооцениваемой обществом. Специалисты-медики с целью привлечения внимания обозначают и озвучивают эту проблему.

По инициативе Европейского фонда по уходу за новорожденными детьми (European Foundation for the Care of Newborn Infants, EFCNI) в 2009 году 17 ноября был учрежден Международный день недоношенных детей (World Prematurity Day).

Ознаменование Международного дня недоношенных детей впервые произошло в 2009 году, когда на площади Святого Михаила в Вене Арнольд Поллак и Ангелика Бергер ‑ профессора университетской клиники ‑ запустили в небо соответственно числу недоношенных детей, родившихся в Вене в течение года, одновременно 500 белых шаров. В 2010 году этот день широко отмечался уже в 12 европейских странах. Сегодня День недоношенных детей становится популярным ежегодным событием во многих странах мира. «День белых лепестков» – называют его во всем мире, подчеркивая особенную хрупкость и незащищенность таких детей.

Причины роста количества преждевременных родов обусловлены одной и той же совокупностью различных факторов практически повсеместно.

Смещение на более поздний возрастного ценза наступления беременности и широкое применение вспомогательных репродуктивных технологий при различных видах бесплодия, экстрагенитальная патология и инфекции, стрессовые факторы и экстремальное поведение, интенсивность и характер образа жизни, наследственность и генетическая предрасположенность, нездоровое питание и вредные привычки, физические нагрузки и экологические факторы – всё это может явиться причиной невынашивания беременности как по отдельности, так и в сочетании. Медицинская наука самым активным образом ищет различные способы и пути предотвращения развития преждевременных родов.

Мировая статистика говорит, что до 75% преждевременных родов можно было бы предотвратить только за счет информирования будущих родителей об адекватной подготовке к беременности, поведении и уходе за собой во время беременности.

Выхаживание недоношенных детей требует специфического, высокотехнологичного и наиболее интенсивного ухода, а экономические затраты на лечение и выхаживание просто не сопоставимы с затратами на выхаживание родившихся в срок.

Кроме того, рождение недоношенного ребенка ‑ это серьезнейший стресс для родителей, которые нуждаются не только в материальной и физической поддержке, но и в психологической помощи, ибо выхаживание и воспитание детей, родившихся недоношенными, требует особых знаний, навыков, терпения, настойчивости и ответственности не только от медиков, но и от родителей.Для любого здравомыслящего цивилизованного человека очевиден и бесспорен факт, что всякая родившая женщина нуждается в поддержке, заботе, внимании, защите со стороны членов семьи, ближайшего окружения, государства в целом. Иродители должны знать, что они не одиноки в решении своей проблемы, и что их жизнь может быть гармоничной и счастливой. Знание о том, что недоношенность ‑ не приговор, и что огромное количество недоношенных детей выросли не только здоровыми и полноценными, но и выдающимися людьми, очень важно.

Ежегодно в Республике Беларусь рождается 4-4,5 тысячи детей в сроке до 37 недель, более 250 из них имеют экстремально низкую массу тела ‑ до 1000 граммов.«Спешащие родиться» – именно так достаточно часто сейчас называют таких детей. В Республике Беларусь четко и слаженно работает система разноуровнего оказания перинатальной помощи матерям и детям, благодаря чему своевременное и современное применение наиболее прогрессивных способов выхаживания, лечения и реабилитации недоношенных детей позволяет уже к 1,5-2 годам догнать своих сверстников в развитии.

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ ПРОТИВ ДИАБЕТА

14 ноября отмечается Всемирный день борьбы против диабетаЕго целью является повышение осведомленности о том, что каждый человек, страдающий диабетом или подвергающийся риску развития диабета, заслуживает, по возможности, самого лучшего образования, профилактики и лечения. 

Важно подчеркнуть, что  дата 14 ноября отмечается ежегодно с 1991 года в день рождения Фредерика Бантинга, канадского физиолога, открывшего совместно с профессором Джоном Маклеодом гормон инсулин.

Актуальность проблемы обусловлена масштабностью распространения сахарного диабета. Во всех странах практически повсеместно отмечается рост заболеваемости сахарным диабетом. Численность пациентов с сахарным диабетом в настоящее время превышает 260 миллионов человек, причем основную часть (90%) пациентов составляют пациенты с сахарным диабетом 2 типа. При этом заболеваемость ежегодно увеличивается во всех странах на 5-7%, а каждые 12- 15 лет — удваивается. Согласно прогнозам, при сохранении таких темпов роста, к 2025 г. численность пациентов с сахарным диабетом на планете достигнет 300 миллионов человек, а к 2030 г. сахарный диабет предположительно будут иметь уже более 380 миллионов человек.

Сахарный диабет был описан в I в. н. э. римскими врачами Цельсом и Аретом, которые отмечали у некоторых больных обильное мочеотделение, чрезмерную жажду и потерю веса. В XVII в. английский врач Томас Уиллис заметил, что у пациентов с такими симптомами моча имеет сладковатый вкус. Позже, в XIX в., было установлено, что в тонкой кишке происходит превращение крахмала в глюкозу, которая затем поступает из кровеносного русла в печень, где и откладывается в форме гликогена.

Сахарный диабет - это хроническая болезнь, которая возникает в тех случаях, когда поджелудочная железа не производит достаточно инсулина или когда организм не способен эффективно использовать выделяемый им инсулин. Инсулин является гормоном, регулирующим уровень сахара, содержащегося в крови. Гипергликемия, или повышенный уровень сахара в крови, является общим результатом неконтролируемого диабета и со временем причиняет серьезный ущерб многим системам организма, особенно нервам и кровеносным сосудам.

Сахарный диабет может возникнуть в любом возрасте и продолжаться  всю жизнь. Отчётливо прослеживается наследственная предрасположенность, однако реализация этого риска зависит от действия множества факторов, среди которых лидируют ожирение и гиподинамия.

Выделяют 2 типа сахарного диабета:

Диабет типа 1

При диабете типа 1 (ранее известном как инсулинозависимый, юношеский или детский), для которого характерна недостаточная выработка инсулина, необходимо ежедневное введение инсулина. Причина этого типа диабета неизвестна, поэтому в настоящее время его нельзя предотвратить. Симптомы включают чрезмерное мочеотделение (полиурию), жажду (полидипсию), постоянное чувство голода, потерю веса, изменение зрения и усталость. Эти симптомы могут появиться внезапно.

Диабет типа 2

Диабет типа 2 (ранее именуемый инсулиннезависимым или взрослым) развивается в результате неэффективного использования инсулина организмом. Диабет типа 2, которым больны 90% людей с диабетом в мире, в значительной мере является результатом излишнего веса и физической инертности. Симптомы могут быть сходными с симптомами диабета типа 1, но часто являются менее выраженными. В результате болезнь может быть диагностирована попрошествии нескольких лет после ее начала, уже после возникновения осложнений. До недавнего времени диабет этого типа наблюдался лишь среди взрослых людей, но в настоящее время он поражает и детей.

Долгие века люди не знали средства для борьбы с этой болезнью, и диагноз "сахарный диабет" не оставлял пациенту никакой надежды не только на выздоровление, но и на жизнь - без этого гормона, обеспечивающего усвоение тканями глюкозы, организм существовать не может и обречен на медленное угасание. Открытие Фредерика Бантинга совместно с Джоном Маклеодом спасло жизнь миллионам.  К сожалению, сахарный диабет на  сегодня  является  неизлечимым, но  благодаря инсулину люди научились держать эту болезнь под контролем.

Важно отметить, что диагностирование на ранних этапах можно осуществлять с помощью относительно недорогого тестирования крови.

Лечение диабета состоит в снижении содержания глюкозы в крови и уровней других известных факторов риска, которые поражают кровеносные сосуды. Для предупреждения  диабета типа 2 и его осложнений необходимо вести здоровый образ жизни.

Важно добиться нормального веса тела и   поддерживать его,  благодаря   занятиям физической культурой по 20-30 минут в день. Нужно придерживаться здорового питания, потреблять  фрукты и овощи от трех до пяти раз в день, и уменьшать потребление сахара и насыщенных жиров.

Рекомендуется  воздерживаться от употребления табака – курение повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Пониженная переносимость глюкозы и нарушение гликемии натощак являются промежуточными состояниями между нормой и диабетом. Лица с такими симптомами подвергаются высокому риску заболеть диабетом второго типа, хотя он и не является неизбежным.

Со временем диабет может поражать сердце, кровеносные сосуды, глаза, почки и нервы. Диабетическаяретинопатия является важной причиной слепоты и происходит в результате долговременного накопления повреждений мелких кровеносных сосудов сетчатки. После 15 лет диабета примерно 2% людей слепнут, и примерно у 10% развиваются острые нарушения зрения.

Диабетическая невропатия представляет собой поражение нервов в результате диабета и затрагивает до 50% больных диабетом. Хотя при диабетической невропатии могут возникать различные проблемы, обычными симптомами являются покалывание, боль, онемение или слабость в руках и ногах. В сочетании со снижением кровотока невропатия ног повышает вероятность появления на ногах язв и, в конечном счете, ампутации конечностей.

Факты о диабете

Диабет относится к числу ведущих причин почечной недостаточности. От почечной недостаточности умирают 10%-20% больных диабетом.

Диабет повышает риск болезни сердца и инсульта. От сердечно-сосудистых болезней (главным образом болезней сердца и инсульта) умирают 50% больных диабетом.

Среди больных диабетом общий риск летального исхода по крайней мере в два раза выше риска смерти для тех, кто не болен диабетом.

Специалисты ВОЗ считают, что если не будут приняты неотложные меры, то в следующие 10 лет количество случаев смерти, связанных с диабетом, возрастет более чем на 50%.

Примерно 80% случаев смерти от диабета приходятся на страны с низким и средним уровнями доходов.

Примерно половина случаев смерти от диабета приходится на людей в возрасте до 70 лет; 55% лиц среди умирающих от диабета составляют женщины.

Нужно отметить, что для укрепления здоровья населения, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни в Республике Беларусь создана структурированная диабетологическая служба, которая имеет многоуровневый принцип оказания помощи больным.

Оказание специализированной амбулаторной диабетологической помощи производится на уровне поликлиник центральных районных больниц, городских поликлиник и городского эндокринологического диспансера        г. Минска.

В каждом регионе республики функционируют специализированные эндокринологические койки, как для взрослого контингента населения, так и детского.

Как отмечается день диабета?

Целью мероприятия является увеличение степени осведомленности о недуге у детей и взрослых, живущих с диабетом. Однако день больных сахарным диабетом касается и врачей различных специализаций, влиятельных людей в сфере политики и бизнеса, некоторых представителей СМИ — в общем, всех граждан в целом. Вот лишь некоторое количество массовых мероприятий, которые каждый год проводятся в этот день:

  • освещение исторических и архитектурных памятников голубым светом;
  • проведение пеших и велосипедных прогулок;
  • радио- и телепрограммы, размещение публикаций в прессе;
  • осуществление скрининга по раннему диагностированию недуга и его  осложнений;
  • общедоступные информационные встречи, организация пресс-конференций.

Таким образом, всемирный день борьбы с сахарным диабетом имеет огромное значение для всего современного сообщества. Частота его проведения и масштабность мероприятия позволяют в должной мере охватить все слои населения во всех странах мира. Именно благодаря этому с каждым годом лечение и обнаружение недуга оказываются все более успешными.

День профилактики травматизма

Причины детского травматизма

  1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;
  2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;
  3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
  4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

  1. Создание уголков безопасности в группах 
  2. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

  • на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
  • ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;
  • через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
  • показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности.

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ НЕКУРЕНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

В 2019 году Всемирный день некурения посвящен, прежде всего, профилактике онкологических заболеваний, т.к. по данным Международного союза по борьбе с раком (UICC) сегодня 30% всех случаев смерти от рака связаны с курением.

21 ноября - Всемирный день некурения.

Употребление табака является самой значительной предотвратимой причиной смерти, и в настоящее время, по данным ВОЗ, приводит к смерти каждого десятого взрослого человека в мире.

Курильщики теряют около 18 лет потенциальной жизни, это является огромной социальной потерей для нашего общества. Табачный дым вызывает и обостряет многие болезни, действуя практически на все органы. А продукты табачного происхождения вместе с другими канцерогенными веществами – главная причина возникновения онкологических заболеваний. Курение провоцирует развитие 18 форм рака у человека: рак легкого, пищевода, гортани и полости рта, мочевого пузыря, поджелудочной железы, почки, желудка, молочной железы, шейки матки и др. Кроме высокого риска возникновения различных форм злокачественных новообразований, продолжение курения негативно сказывается на проведении специального лечения при возникновении этих заболеваний. Установлено, что у курящих пациентов, по сравнению с некурящими, сокращается продолжительность жизни, возрастает риск рецидива или возникновения второй опухоли, снижается эффективность лечения, качество жизни. Прекращение курения гарантирует снижение заболеваемости.

Курение наносит существенный вред здоровью курильщика. К сожалению, далеко не все понимают, что табачный дым опасен не только для курильщика, но и для тех, кто находится с ним рядом. Все еще значительная часть населения подвержена пассивному курению. В воздухе вокруг курящего человека содержится более 40 веществ, которые могут быть причастны к возникновению рака у человека и животных. Особенно страдают дети курящих родителей. Они в большей степени, чем дети, родители которых не курят, подвержены различным инфекциям дыхательных путей, есть информация о повышенном риске возникновения лимфом у таких детей. Поэтому особое внимание при проведении акции будет уделено ограничению курения в организациях общественного питания и других общественных местах.

Значительное содержание в табаке и продуктах его переработки канцерогенных веществ, определяет тесную связь курения и развития онкологических заболеваний. Установлено, что опасность заболеть раком значительно (почти в 30 раз) выше у злостных курильщиков и рано начавших курить. Смертность от рака также возрастает параллельно потреблению сигарет. Показатель риска, связанный с курением, различен для опухолей различных локализаций и зависит от возраста на момент начала курения, длительности курения и количества сигарет, выкуриваемых в день. Риск возникновения рака полости рта и глотки у курящих повышен в 2-3 раза по сравнению с некурящими и в 10 раз у тех, кто курит более одной пачки сигарет в день. Риск развития рака гортани и легкого у курильщиков очень высок. Как правило, для развития рака легкого необходим временной период от 10 до 30 лет курения. Вместе с тем, риск возникновения рака легкого увеличивается в 3-4 раза при выкуривании более 25 сигарет в день. Результаты американских исследователей указали на важную роль возраста на момент начала курения. Наибольший риск возникновения рака легкого отмечен у мужчин, начавших курить до 15 лет. Риск возникновения рака пищевода в 5 раз выше у курящих по сравнению с некурящими, а риск рака желудка – в 1,5 раза. Курение является одной из причин рака поджелудочной железы, и риск возникновения рака у курящих повышен в 2-3 раза. Выявлен повышенный риск развития рака печени у курящих, особенно в сочетании с употреблением алкоголя или у инфицированных вирусами гепатита В и С. Риск рака мочевого пузыря и почки среди курящих повышен в 5-6 раз. Выявлена связь между курением и раком шейки матки у женщин, инфицированных вирусом папиломы человека.

Необходимо знать и помнить, что курящие наносят существенный урон не только собственному здоровью, но и здоровью окружающих, делая их пассивными курильщиками. Американские и Японские ученые подсчитали, что пребывание в накуренном помещении в течение рабочего дня некурящего подвергает его такому же риску заболеваний, как человека, выкурившего по 5 сигарет в день. Известно также, что жены активных курильщиков умирают в среднем на 4 года раньше, чем жены некурящих. Беременным женщинам категорически противопоказано не только курение, но и пребывание в накуренных помещениях в связи с установленной высокой чувствительностью плода к канцерогенам и другим химическим воздействиям и вследствие этого, высоким риском развития у детей злокачественных опухолей и уродств.

Не существует безопасной сигареты и безопасного уровня курения. Единственным наиболее эффективным способом снижения опасности для здоровья остается прекращение курения.

Отказ от курения в любом возрасте оправдан, поскольку:

  • через 8 часов уровень кислорода в крови возвращается к норме;
  • через 48 часов человек обретает обоняние и вкус;
  • через 1 месяц становится легче дышать, исчезают утомление, головная боль;
  • через 6 месяцев проходят бронхиты, восстановится сердечный ритм;
  • через 1 год вдвое уменьшается возможность умереть от ишемической болезни сердца;
  • через 5 лет в 2 раза сокращается вероятность заболеть онкологическими заболеваниями.

Сделайте правильный выбор – не курите!

Мы на карте

г.Минск, ул.Никифорова, д.5